Микоян Артём Иванович (Анушаван
Ованесович) – российский авиаконструктор, академик АН СССР (1968),
генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), дважды Герой Социалистического
труда (1956, 1957).
Будущий авиаконструктор родился 5 августа
1905 года в армянском селении Санаин в семье плотника. Детские годы Анушавана прошли в горах.
Как и многие ребята из его деревни, он пас коз и помогал отцу. Анушаван окончил
приходскую школу в 1918 году, а затем продолжил образование в армянской школе в
Тифлисе. По приглашению старшего брата переехал в Ростов и начал работать
токарем на заводе «Красный Аксай». Проработав один год на заводе, он переезжает в
Москву и поступает работать на завод «Динамо», первое в стране электротехническое
предприятие. Там он и стал называть себя Артемом. Работа на этом заводе стала
настоящей жизненной и трудовой школой. В 1937 году окончил Военно-воздушную
академию имени Н. Е. Жуковского.
Работал на московском авиационном заводе № 1 им. Авиахима: военпредом (1937-38), начальником бюро по серийным истребителям в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова (1938-39). Его ближайшим помощником, а отчасти и наставником стал конструктор М. Гуревич. Вместе с ним начал работать над первым образцом самолета новой серии, получившим название МиГ. Работа над ним началась после того, как Микоян в 1939 году был назначен начальником конструкторского бюро авиационного завода № 1 Осоавиахима.
Работал на московском авиационном заводе № 1 им. Авиахима: военпредом (1937-38), начальником бюро по серийным истребителям в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова (1938-39). Его ближайшим помощником, а отчасти и наставником стал конструктор М. Гуревич. Вместе с ним начал работать над первым образцом самолета новой серии, получившим название МиГ. Работа над ним началась после того, как Микоян в 1939 году был назначен начальником конструкторского бюро авиационного завода № 1 Осоавиахима.
Микоян – один из пионеров реактивной
авиации в СССР. После войны разрабатывал фронтовые реактивные самолеты-истребители
и истребители-перехватчики, многие из которых изготовлялись большими сериями и
длительное время находились на вооружении ВВС СССР и других стран.
Под
руководством Артема Микояна разработаны скоростные истребители "МиГ-1", "МиГ-3", "МиГ-9", "МиГ-11", "МиГ-13", "МиГ-15", "МиГ-17", "МиГ-19", "МиГ-21Ф", "МиГ-23", "МиГ-25". На его
самолетах установлено 55 мировых рекордов.
Использованная и дополнительная литература:
- Большая Российская энциклопедия : В 30 т. / Председатель Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов ; отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 20. Меотская археологическая культура - Монголо-татарское нашествие. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2012. – С. 256-257. : ил.
- Большая энциклопедия : В 62 томах. Т. 29. – М. : ТЕРРА, 2006. – С. 378-379. : ил.
- В воздухе - "Яки" // Мир техники для детей. - 2015. - № 1. - С. 4-5. : ил.
- Военная техника. – М. : Мир Энциклопедий Аванта+, 2007. – С. 80. : ил.
- Истребитель МиГ-21 // Мир техники для детей. - 2015. - № 5. - С. 17-20, 28-30. : ил.
- Кто есть кто в мире / Гл. ред. Г. П. Шалаева. – М. : СЛОВО, Эксмо. – С. 954-955.
- 50 лет легендарному самолету "МиГ-25" // Мир техники для детей. - 2014. - № 3. - С. 21-36. : ил.
- Удивительный "МиГ" // Мир техники для детей. - 2014. - № 2. - С. 1-13. : ил.
- Удивительный "МиГ" // Мир техники для детей. - 2014. - № 3. - С. 1-16. : ил.
- Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Гл. ред. М. Аксенова. – М. : Аванта+, 2004. – С. 564. : ил.
Картинки с сайта: https://yandex.ru/images
В. Коротчук
Комментариев нет:
Отправить комментарий